" Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать "   Гете 

                          

 

« Метод проектов как средство формирования ключевых  компетентностей учащихся»

 

Организация проектной деятельности в школе            (презентация)                                                                                   

Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:

– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

 научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

– подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ  МЕТОДИКЕ

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей неспособностью це­ленаправленно и оперативно решать острые социальные вопро­сы. Разрушение прежней системы образования, централизован­ной, ориентированной на выполнение исключительно государ­ственного социального заказа, привело в условиях разгосударст­вления общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необос­нованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проекти­рованию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только обра­зования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования раз­ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само­стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но­вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо­вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма­териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном простран­стве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теорети­ческого знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы гово­рим о методе проектов, то имеем в виду именно способ дости­жения дидактической цели через детальную разработку пробле­мы (технологию), которая должна завершиться вполне реаль­ным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот ре­зультат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак­тической деятельности. Чтобы добиться такого результата, не­обходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и воз­можные последствия разных вариантов решения, умения уста­навливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми мето­дами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то про­блемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегриро­вания знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязае­мыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической тех­нологии, то эта технология предполагает совокупность исследо­вательских, поисковых, проблемных методов, творческих по са­мой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным спо­собом создать условия деятельности, максимально приближен­ные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возмож­ность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов дея­тельности, составляющих коммуникативную и информацион­ную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид дея­тельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

-    реализация проектного замысла (выполнение запланиро­ванных действий);

-    оценка результатов проекта (нового/измененного состоя­ния реальности).

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проек­ты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе да­ет возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени обра­зования (10-11 классы) является их исследовательский, при­кладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение меж­предметным проектам, проектам с социальной направленно­стью.

Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Цель  проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских  видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического  решения  значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов

·        Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

·        Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

·         Принимать самостоятельные аргументированные решения.

·         Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Сущность метода проектов

 

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

·      

исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

·        поисковые (мозговые атаки)

·        научный метод (ролевые игры)

·        рефлексивные

 

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

·       

умения предметной области знания  (умения предметной области знания),

·        интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),

·        коммуникативные умения (умения совместной деятельности

).

 

Уровни проблемности

·        Общим основанием для уровневого рассмотрения проблем­ности является степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся:

·        1-й уровень соотносится с проблемным изложением учебно­го материала учителем;

·        2-й уровень означает, что преподаватель создает проблем­ную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;

·        3-й уровень предполагает, что преподаватель создает про­блемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;

·        4-й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

 

Принципы организации проектной деятельности.

·        Проект должен быть посильным для выполнения

·        Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

·        Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

·        Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

·        Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

·        Обязательная презентация результатов работы по проекту

Типология проектов

Признаки типологизации.

Доминирующая в проекте деятельность:

·        исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

·        ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Предметно-содержательная область:

·        моно проект (в рамках одной области знания);

·        межпредметный проект.

Характер координации проекта:

·        проект с открытой координацией - непосредственный (жесткий, гибкий),

·        проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

 

Характер контактов

·        внутришкольный;

·        региональный;

·        международный.

 

Количество участников проекта

·        индивидуальные;

·        парные (между парами участников);

·        групповые (между группами участников).

Продолжительность проекта

·        краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной      проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

·        средней продолжительности (от недели до месяца);

·        долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предпо­лагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следова­ния логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о ме­тоде проектов в образовательном процессе, хотелось бы отме­тить, что последовательность этапов работы над проектом соот­ветствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознан­ная человеком - поиск способов разрешения проблемы - реше­ние.

Этапы работы над проектом

 

1. ПОИСКОВЫЙ

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

 

Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.  Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источни­ков информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная   исследовательская,   поисковая   работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастер­ских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение,  прогнозирование  новых  проблем,  выте­кающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и ме­тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность  каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зави­симости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-  консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные    ситуации,    трансформируя    образовательную    среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

-мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

-  фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе  над проектом; другие  необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы,  размышления,  самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

-  выбирает  (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,  предоставляемое уменику, является  не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

-  выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимо­действие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отно­шении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­фантильности (он - ответственный опекун, я - безответствен­ный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессио­нал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - чело­век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельно­сти. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагае­мые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий дея­тельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для даль­нейшей работы, например, формируют личный интерес к ново­му знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интер­претированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (само­оценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной дея­тельности является обучение школьников умению проектиро­вать.

Этой цели может служить курс практических занятий по формированию умений и навыков проектирования. (В посо­бии приводится тематическое планирование курса «Учимся проектировать».) Вести занятия по данному курсу могут пред­метники, классные руководители, руководители МО, психологи. Самое главное - это должны быть педагоги, владеющие прие­мами групповой работы, имеющие представления об индивиду­альных особенностях школьников, умеющие устанавливать до­верительные партнерские отношения с детьми.

При разработке специального курса учитывалось соответст­вие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

- интеллектуальной;

- мотивационной;

- эмоциональной;

- волевой;

- сферы саморегуляции;

- предметно-практической;

- экзистенциальной.

Организуя занятия по курсу «Учимся проектировать», целе­сообразно использовать эвристические методы, которые развивают творческое воображение, помогают находить нетривиаль­ные пути решения творческих задач проектирования.

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования:  аналогия,  ассо­циация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при ко­тором используются уже существующие решения в других об­ластях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по анало­гии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыва­тель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действи­тельности. Развитие образно-ассоциативного мышления учаще­гося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность  - одни из важнейших задач в обучении твор­ческой личности, способной мобильно реагировать на окру­жающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствова­ния необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод переста­новки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компо­новочных решений. Этот метод может дать достаточно неожи­данные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рацио­нальное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его фи­зическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антро­потехника.

 

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: ин­версия, мозговая атака, мозговая осада.

Инверсия - (от латинского inversion - «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурд­ная перестановка - «переворот». Такой подход к проектирова­нию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он по­зволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).

Мозговая атака (мозговой штурм) - коллектив­ное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром тем­пе; всякая критика запрещена; процесс записывается. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада- это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название «осада».

 

Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач

·        Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

·        Регулирование отношений в детском коллективе.

·        Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.

·        Повышение самооценки ребенка.

·        Развитие учебной мотивации

·        Углубление интереса к развитию личности  и многие др.

 

Преимущества метода проектов

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ста­вит и решает собственные проблемы, и технология сопровожде­ния самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выпол­няемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием про­дукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.                                       

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология по­зволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом   достижения   отечественной   дидактики,   педагогической психологии, частных методик;

-  этот метод гуманистический, обеспечивает не только ус­пешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжела­тельность по отношению к учителю и друг к другу;

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабель­ность, желание помочь другим, умение работать в команде и от­ветственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопле­ния учеником суммы знаний на овладение им различными спо­собами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и во­влеченности в работу по мере ее выполнения;

-  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

-  приносит удовлетворение учащимся, использующим про­дукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

-   интеграцию учебного содержания;

-   развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

-  формирование информационных, коммуникативных и со­циальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проекти­рования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умст­венных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

-   умение   выявлять   потребности   в   усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

-  умение понимать поставленную задачу, суть учебного за­дания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавате­лем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

-  умение планировать конечный результат работы и пред­ставлять его в вербальной форме;

- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюдже­том времени, сил, средств. Составлять последовательность дейст­вий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; - умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

-   умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная инфор­мация, оснащение и т. п.);

- умение выражать замыслы, конструктивные решения с по­мощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

-  умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

-умение составлять схемы необходимых расчетов (конст­руктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

- умение оценивать результаты по достижению планируемо­го,   по  объему   и  качеству  выполненного,   по  трудозатратам, по новизне;

- умение оценивать проекты, выполненные другими;

- умение понимать критерии оценивания проектов;

-  умение защищать свой проект во время процедуры пуб­личной защиты проектов;

- умение конструировать представления о профессиональ­ной проектной деятельности, об индивидуальности проекти­ровщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»